"Руководствоваться математическими моделями"

Советник председателя Общественной палаты Челябинской области Андрей Минченко высказался по поводу моего протеста против строительства подземных переходов в Челябинске. Среди прочего он высказал крайне важную, на мой взгляд, мысль:

Хочется верить, что городские власти при планировании транспортных  систем будут руководствоваться математическими моделями, составленными  профессиональными проектировщиками...

Далее уважаемый советник очень нелестно отозвался о блогерах, занимающихся вопросами урбанистики, и намекнул на то, что администрация Челябинска располагает результатами математического моделирования, на основании которых принято решение о строительстве подземных переходов в самом сердце города.

Я выпускник математического факультета ЧелГУ. Я директор центра информационных технологий экономического факультета. В отличие от горожан, которые могут на слово поверить человеку, ссылающемуся на математику, я знаю, что такое математическое моделирование. Вы не поверите, но в ЧелГУ — одна из лучших математических школ в стране.

Предъявите нам эту модель — давайте обсудим ее.

У меня большие сомнения в профессионализме «экспертов», занимающихся для администрации «математическим моделированием». Я сейчас постараюсь простым и понятным языком объяснить, почему я не верю словам господина Минченко, а вас, уважаемые читатели, прошу не пугаться слова «математика» и понять, почему не стоит на слово верить чиновникам, говорящим о математическом моделировании.

В отношении предполагаемой математической модели, которая обосновывает строительство подземного перехода, например, на перекрёстке Труда-Кирова у меня есть два очень печальных предположения.

Во-первых, при оценке эффективности работы перекрёстка там, вероятно, не учтены интересы пешеходов. Если смотреть только на автомобили, то удаление наземного пешеходного перехода, несомненно, позволит им ехать чуть быстрее. А если с перекрёстка убрать трамвайные пути, это позволит машинам ещё быстрее проезжать перекрёсток. А если построить там мини-развязку и разнести пересекающиеся потоки машин — вообще красота наступит. Это естественно: любое удаление препятствия увеличивает количество машин, проезжающих через перекрёсток. Только вот город по этой логике должен выглядеть так: дороги, на которых нет ни одного наземного перехода, ни одного трамвая, а на каждом перекрёстке — небольшая трехуровневая автомобильная развязка. И все «математически» обосновано! Однако действительно профессиональный проектировщик знает, что при оценке эффективности работы перекрёстка нужно учитывать потоки пешеходов. Нужно оценивать эффективность перекрёстка не только для автомобилей, а для всех людей, проходящих через него. (В идеале — вообще оценивать не потоки машин, а потоки людей: в машинах, в транспорте, пешком — это даст более надёжные результаты. Но как это объяснить уважаемому советнику, который с октября по апрель, по его словам, исключительно на машине по городу перемещается?) И вот если мы включим в математическую модель пешеходов, вдруг окажется, что ради того, чтобы 10 человек на машинах проехали на пару минут быстрее, мы создаем проблемы для 1000 человек, которым нужно будет преодолевать две лестницы. А 50 человек из этой 1000 вообще больше не смогут проходить этот перекрёсток и вынуждены будут строить обходные маршруты. Или идти через дорогу по поверхности, рискуя жизнью. В этом случае строительство подземного пешеходного перехода противопоказано! То есть при составлении математической модели нужно очень внимательно отнестись к определению ключевых показателей и методов их расчета, чего «профессиональные специалисты» городской администрации, вероятно, не сделали. Вот вам простая иллюстрация — видео с перекрёстка Свободы-Ленина. Там и дороги широченные, и переход подземный — а неудобно всем!

Во-вторых, у городской администрации, как я вижу, нет комплексной модели транспортной системы Челябинска. Смоделировали отдельный перекрёсток, сделали неверные выводы, и теперь на этом основании хотят потратить 750 000 000 рублей на то, чтобы ухудшить жизнь тысяч горожан. Понимаете, то, что 10 машин проедут данный перекрёсток чуть быстрее, само по себе никак не решает проблему с пробками ни сейчас, ни в будущем. Просто пробка соберётся не на этом, а на следующем перекрёстке. Или ещё на один перекрёсток дальше! А если заглянуть чуть-чуть вперёд, мы увидим: по опыту различных городов, строительство новых дорог, развязок и подземных переходов не решает проблему пробок. Более того, такие действия ведут к ещё большим пробкам! Чем больше строится дорог, чем хуже город становится для пешеходов, тем больше людей покупает автомобили. Сейчас у нас в час-пик условно шесть полос стоят в пробке, а будут стоять двенадцать! В Челябинске физически невозможно построить сеть дорог, на которой поместится миллион машин! Я очень хочу увидеть математическую модель, которая доказывает обратное. Я не верю в существование такой модели.

Хотите такой Челябинск за 750 000 000 рублей?

К чему я всё это? Раз уж заговорили о математических моделях и профессионализме проектировщиков, я прошу городскую администрацию предъявить результаты моделирования транспортной системы Челябинска, обосновывающие строительство новых подземных переходов! Сейчас ситуация складывается таким образом, что администрация готова закопать в землю 750 000 000 рублей просто потому, что строительство подземных переходов им КАЖЕТСЯ хорошим решением.

Именно против этого самоуверенного и непрофессионального отношения к деньгам города и реальным проблемам горожан я и буду протестовать в пикете на площади Революции 9 августа с 13:00 до 15:00!

Строительство подземных переходов нужно приостановить!

750 000 000 рублей срочно направить на общественный транспорт и модернизацию существующих подземных переходов!

Комплексный план развития транспортной системы Челябинска — разработать, согласовать с московскими и европейскими экспертами, и уже потом тратить миллиарды на строительство объектов!

P.S. Для Челябинска сейчас важнее не метро, а трамвай! Обновить пути и закупить современные трамваи — в разы дешевле одной короткой ветки метро. Просто представьте, что по всей трамвайной сети Челябинска ходят тихие, быстрые, современные трамваи и вы можете в просторном и удобном салоне с Северо-Запада доехать до вокзала за 20 минут!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded